День города обнинская «Технология» отмечает сразу несколькими знаковыми для российской авиации и космонавтики событиями 

Автор: 27 июля 2017 1167
День города обнинская «Технология» отмечает сразу несколькими знаковыми для российской авиации и космонавтики событиями 

Пожалуй, в Обнинске нет другого такого предприятия, в котором так органично сочетаются мощь и мобильность. Где молниеносно отвечают на вызовы времени. Где десятками выпускают в свет новые инновационные решения, интересные всему миру. Где решают невозможные задачи в нереальные сроки.

Речь, разумеется, идет о НПП «Технология» им. Ромашина. Только в канун Дня города предприятие «отметилось» сразу в нескольких знаковых для российской авиации и космонавтики событиях. Чего стоит вывод на орбиту сразу 73 спутников, что является рекордом для российской космонавтики! Одним из космических аппаратов является спутник дистанционного зондирования земли «Канопус-В-ИК» для которого ОНПП «Технология» им. А.Г.Ромашина изготовило тепловые сотопанели.

На пути к Марсу
Именно к обнинскому предприятию привязан один из самых амбициозных проектов не только города и страны, но всего человечества. Это миссия ExoMars. Над ней работают многие страны, в том числе и Россия. И хотя первый ее этап окончился неудачей: связь Земли с посадочным модулем Schiaparelli была утеряна, — жители нашей планеты с надеждой думают о второй миссии. Сроки очень сжатые, а задачи серьезные — и научные, и конструкторские.
Так кому, как не «Технологии», без которой не обошелся, пожалуй, ни один отечественный космический прорыв, принять в нем участие? Тем более, что предприятие как раз и создавалось именно для решения серьёзных задач в сжатые сроки! В рамках второго этапа здесь готовят десантный модуль. Это специальный поддон, на котором закрепят сам марсоход, а также защитный кожух и аэродинамический экран. На поверхность модуля, изготовленного из полимерных композиционных материалов, для предохранения конструкции и ее содержимого от перегрева, нанесут теплозащитный состав. Всего будет четыре комплекта. В ходе работы над первым ученые и инженеры подобрали материалы и отработали технологии производства, два последующих предназначены для динамических и тепловых испытаний, а летный экземпляр будет поставлен заказчику к лету следующего года. Задача действительно нетривиальная. Сложная геометрия, состав материалов, особые требования по прочности и термостойкости — очень много параметров, которые необходимо учесть при создании изделия, которое по традиции должно быть безупречным. «Технология» справилась. Впрочем, как и всегда.

Авиация XXI века
В гражданской авиации, если уместно такое сравнение, роль ExoMars сыграл самолет МС-21. Даже название у него из будущего — Магистральный самолет XXI века. И здесь не обошлось без «Технологии»! В российском авиастроении МС-21 действительно занимает особую позицию. Но если марсианская программа — международный проект, то этот гражданский авиалайнер — исключительно российское детище. В его успех многие не верили. Однако первый полет состоялся, и это лишило скептиков хоть каких-то аргументов. Хотя важен даже не сам самолет как таковой, а технологии и материалы, разработанные для его создания, а также уникальная по современным масштабам кооперация отечественных производственных и научных центров. Именно в Обнинске было изготовлено углепластиковое хвостовое оперение. Грандиозная работа, в ходе которой было изготовлено несколько тысяч (!) элементов конструкции, увенчалась успехом. Кроме того, прочность семиметровой конструкции из композитных материалов почти на треть превысила требования конструкторов.
Самолет встал на крыло. Особенно ценно, что работа над МС-21 позволила «Технологии» создать мощный научный задел в области работы с композитами для авиации. Многие наработки уже начали внедрять в других проектах.

На поле малой авиации
Один из примеров реализации полученных наработок — вхождение «Технологии» на поле малой авиации. Рынок — огромный. Это и вертолетостроение, и сельхоз-авиация, и другие направления. Накануне Дня города на международном аэрокосмическом салоне МАКС-2017 президенту Российской Федерации Владимиру Путину представили проект «Полевой авиационный комплекс сельского хозяйства» (ПАК СХ). ПАК СХ включает в себя Т-500 — это новый отечественный самолет для авиахимработ с композитным планером, — форсуночную систему опрыскивания и наземный заправочный комплекс.
Реализация проекта была начата меньше года назад, когда фирма МВЕН из Татарстана и обнинская «Технология» подписали меморандум о сотрудничестве. За этот короткий срок, начав с идеи, получили первый летный образец. Это первый в современной России авиационный комплекс сельхозназначения, который смогут эксплуатировать как государственные, так и частные сельхозпредприятия. В перспективе «Технология» совместно с МВЕН планируют выпускать до 60 воздушных судов в год.
Проект, поддержанный российским министерством промышленности и торговли, а также госкорпорацией «Ростех», уже привлек к себе внимание. Самыми первыми проявили интерес Татарстан и Калужская область. А еще он вызвал интерес на выставке в Алжире, где, как известно, посевы с завидной регулярностью губит саранча. Аналогичная проблема есть и в наших южных регионах. Сейчас ведутся переговоры с клиентами из Португалии и Анголы. Но основной потребитель — это отечественный сельхозпроизводитель. Уже подписано соглашение о сотрудничестве в области выполнения агрохимических работ в Татарстане, Калужской, Свердловской, Пермской областях, есть соглашение с Росагролизингом благодаря которому отечественным аграриям станет доступен этот уникальный комплекс. А вообще потребность в таких авиационных комплексах чрезвычайно высока. Последние годы в России авиаобработка проводится на площади всего около 5 млн га при реальной потребности сельских производителей страны в услугах авиации в почти 40 млн га. Рынок обширный, и «Технология» готова его заполнить.
Самолет успешно прошел летные испытания. Параллельно идет работа по его сертификации. Задача значительно упрощена тем, что основа проекта — это зарекомендовавший себя самолет.

Космические технологии по некосмическим ценам
«Технология» — это не только самолеты и ракеты. Это и новые материалы, которые здесь разрабатывают. Мы живем в очень интересную эпоху — новые материалы становятся обыденностью. Они становятся доступными. Многие помнят время, когда льняная рубашка стоила в разы дешевле синтетической. Тогда с синтетикой только начинали работать — отсюда и цена. Сейчас ситуация диаметрально поменялась. Наука идет вперед, и новые исследования делают вчерашнюю уникальность сегодняшней обыденностью.
В качестве примера можно привести новую разработку «Технолгии»: авиационное остекление из монолитного оптического поликарбоната. Фонарь кабины пилота из этого уникального материала запредельно дорог. Потому что для производства приходится задействовать колоссальные ресурсы. Для наглядности: чтобы получить всего лишь двухметровое гнутое изделие из поликарбоната, применяется установка (по сути — гигантский пресс) весом в несколько сот тонн! Ученые «Технологии» разработали собственный способ — на порядок менее энергоемкий. Стоимость изделия моментально снизилась настолько, что предприятие получило долгосрочный заказ. И это только один пример!
А вообще, исследовательская работа на «Технологии» — непрерывный процесс. Новые материалы, технологии и конструкторские решения рождаются здесь постоянно. И потому космический успех обнинского космического предприятия — не случайный протуберанец, а постоянный энергетический поток.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены